ВЫПУСК 41 (АВГУСТ 2019)

Переопределение человека

Не-люди, антилюди
Нам с детства знакомо определение человека: это Homo sapiens, разумная человекообразная обезьяна, когда-то взявшая в руки палку и применившая её в качестве орудия труда. Её мозг стал развиваться и привёл ко всему многообразию рукотворных дел, что окружают нас сегодня. Марксистско-дарвинистское представление довольно прозрачно и привычно. Ещё в младшей школе мы так проникаемся им, что нам и в голову не приходит как-то по-иному посмотреть на людей вокруг.

Определение человека научно. Наука изучает мир – тот мир, что можно почувствовать своими органами чувств или инструментами. Люди – явно из такой категории, мы видим их каждый день. Наука категоризует всё, раскладывает по полочкам, классифицирует. Вопрос классификации, или таксономии, ключевой для определения биологического вида. Проблема с таксономией лежит в поиске различий. Чем отличаются чихуахуа и алабай? Различие серьёзное. Они относятся к одному виду животных. Если бы мы не знали заранее, вряд ли бы мы приписали французского бульдога и колли одному и тому же виду, так же как кота-фараона и перса. Не говоря уже про утконоса – ни зверя, ни птицу, ни рептилию... Тем не менее, наука, основываясь на истории происхождения, на сходстве биологических атрибутов, вносит системность в определение видов.
Что же такое человек? Его отличие от приматов, наиболее биологически близких существ, состоит в способности к «производству средств производства» – марксистский вариант определения второй сигнальной системы. Человек способен к сложной коммуникации с себе подобными – такой, которая может заменить непосредственный контакт с реальностью, изменить и развить. Человек с точки зрения биологии изучен хорошо: расшифрован его геном и показано, что очень немного генов отличают его от остальных животных. Химически человек очень близок другим животным. Значит, принципиальным отличием можно назвать именно коммуникацию, социальность. Человек – биосоциальное существо.
Социум, общество – совокупность людей в символическом взаимодействии (любое слово, устное или письменное, – это символ).
Люди объединены в общество для реализации своих потребностей.
Вместе легче находить еду, согреваться, противостоять опасностям. Вторая сигнальная система и интерсубъективность дали возможность развитию культуры. Культура – вторая, рукотворная, природа. Культура – противостояние энтропии, непреклонным законам физики.
Если бы не было социальности, не было бы культуры, не было бы человека в том виде, в котором мы все существуем сегодня. Если бы не было социальности, совместного противостояния природе – не было бы городов, коммуникации, медицины. Совместное действие, распределение усилий, вклад каждого в общее дело, жертвенность – те факторы, что создают мир человека. Совместное, общее – главный атрибут. Если бы каждый человек действовал индивидуально, только ради себя, культура бы не возникла. С самых первых племён и до современных надгосударственных объединений люди вместе создают лучшие для себя условия.
Чтобы регулировать отношения внутри общества, появились нормы этики.
Слово и понятие этики происходит от греческого ethos, относящегося к протоиндоевропейскому корню *s(w)e-, являющемуся местоимением третьего лица с возвратным значением. Другими словами, как учение о нравах и морали исходно этика описывает межчеловеческое взаимодействие, отношения между людьми. Также ethos – обычаи, манеры. Развитие понятия этики до наших дней позволяет понять, что именно этика описывает поведение отдельного человека, позволяющее существовать целым обществам. Нравственный, этичный поступок (и мысль как ментальное действие) есть такой, в котором интересы других людей стоят не ниже собственных интересов.
Человек – большой эгоист. Он эгоист благодаря своему телу.
Природа тела сингулярна. Есть Я и есть не-Я – всё, что за пределами кожи. Не относящееся к Я по большому счёту индифферентно, неинтересно.
Вторая сигнальная система, разум, даёт возможность понять, что сдерживать эгоизм более выгодно для самого эгоизма: можно получить гораздо больше блага, инвестировать отказ от непосредственной выгоды в будущую большую выгоду. Это прагматика этики. Но вне прагматики Я человека может быть движимо этическими мотивами просто потому, что так он устроен: в нём есть способность 1) находить моральные категории в окружающей социальной реальности и 2) действовать в соответствии с ними.
Но не каждому человеку удаётся бытие в пределах этики. Человек может 1) просто не воспринимать различия на этом уровне, как не различает музыкальные ноты. Воспринимая различия, человек может 2) невольно или 3) произвольно отказываться от действий в соответствии с этикой, то есть в соответствии с долгосрочными интересами культуры как антропогенной среды. Будь то 1, 2 или 3, такой человек теряет принципиальную категорию, дающую возможность существовать социуму.
Это значит, что такой человек не может в полном смысле считаться человеком.
Сохраняя биологические атрибуты, имея сходные гаметы и геном, имея возможность коммуницировать и обладая второй сигнальной системой, такой индивид не является социальным существом, он является антисоциальным. Фактически те индивиды, что биологически близки социальному человеку, но категоризующие социальную реальность в антисоциальном направлении – ставя свою выгоду в ущерб целому обществу – не являются людьми.
Это не-люди, антилюди
Антилюди отличаются от животных наличием второй сигнальной системы и способностью к символической коммуникации, рефлексии. Они отличаются от людей неспособностью различать моральные категории или, умея различать, осознанным пренебрежением ими.
Вероятно, и эта характеристика имеет свою биологическую основу: современная нейронаука указывает на возможность наличия в мозгу «этического локуса» – участка, отвечающего за нравственность индивида. Если так, то и на уровне биологии это другой вариант Homo sapiens.
Почему так важно быть в рамках этики, чтобы считаться человеком?
Почему так важно быть в рамках этики, чтобы считаться человеком? Потому что живущий вне её разрушителен для культуры. Коррупция, воровство, мошенничество, подлог – действия, тормозящие развитие культуры, лишающие топлива деятельность людей, которые движут культуру вперёд. Такой биологический объект может существовать, но ему не место в социуме, он не имеет права пользоваться благами социума, ведь он действует против него. Путь такого индивида, античеловека – остракизм или лечение, если оно возможно.
Представим себе общество – точнее, территорию, населённую только антилюдьми. Они разумны, они способны рационально мыслить, планировать, коммуницировать. В общем они ничем не отличаются от людей кроме того, что каждый не заинтересован в том, чтобы учитывать интересы других, он думает только о своей выгоде. Безусловно, такая группа быстро разделится по принципу силы – физической или умственной. Она сможет жить в своей иерархической системе, хотя каждый момент времени каждый индивид будет подвергаться опасности быть убитым или обокраденным, будучи сам в постоянном поиске чего бы украсть. В таком «обществе» не будет развития. Гипотетическое – оно останется на том же или более низком уровне, на каком оказалось в гипотезе. А в реальности оно бы так и осталось на уровне первобытном: собственно, потому оно и гипотетическое, что в реальности общество состоит не из таких людей. И итогом стала столь развитая цивилизация, какая есть сейчас у нас.
Антилюдей меньше, чем людей.
Если бы большинство индивидов не были людьми, вряд ли могло бы существовать общество.
Не было бы связи, транспорта, медицины – не было бы ничего, что не имело сиюминутной выгоды. Для развития культуры нужно уметь отказываться от блага сейчас ради большего блага в будущем (а в ответ на личную жертву культура вознаграждает – так возникает баланс индивида и общества). Для того и нужна вторая сигнальная система.
Очевидно, что религия как наиболее старый и полный этический кодекс была придумана людьми – для антилюдей, в том числе, чтобы менять их и превращать в людей. Вероятно, прототипом дьявола, абсолютного зла, в религиях служили крайние варианты антилюдей – полностью эгоистичные, не ценящие общего блага и блага других ни на грош.
В современном обществе право как государственный вариант этики – инструмент контроля и принуждения к выгодным всему социуму поступкам. Проблема государственной этики в том, что она формулируется (а её соблюдение – контролируется) теми, кто находится выше в иерархической системе. Желание попасть в верхние уровни иерархии само по себе – эгоистическое, антиэтическое состояние. Если власть обретает индивид, движимый желанием получить власть, он антиэтичен – и вероятно, он не человек. А как по-другому? Когда попадание во власть есть тяжкий груз, возлагаемый на человека в силу его достоинств (интеллекта, опыта), который он соглашается нести только для того, чтобы сделать вклад в исполнение целей социума – развития культуры ради ценности каждого человека. Когда власть – служение.
И ещё. Понятие психической нормы как категория, различающая людей в рамках общества, могло бы отличить тех, кто поступает или не поступает этически. Тогда коррупция, воровство, мошенничество приобрели бы статус психической патологии – но по-видимому, вначале нужно найти способ лечения. Психиатрия вообще стала частью медицины ввиду биологизации понимания своего предмета – психопатологии. Когда-то психически больных (тех, кого обозначали таковыми) просто изолировали от общества. Антилюди опасны для общества как никто другой.
Оглянитесь вокруг. Не все, кого вы увидите, люди. Среди них немало маскирующихся под людей, представляющих социальную желательность ровно до момента, пока никто не видит, но в глубине действующих исключительно против культуры, тормозящих её, разрушающих саму суть природы человека.