ВЫПУСК 42 (МАРТ) 2020

Поколение ямы

Семиотический коллапс
Мы все в фазе перехода. Кризисы, которые вдруг случаются, создают лишь контекст. А реальный процесс происходит внутри, в сознании и в неосознаваемом. Это проблема кода и означивания.
Высокое разрешение – 4К, 8К..., гиперреализм как переход от домысливания зрителем к реальности. Но ещё не достигнут уровень средства такой, что позволяет полностью заменить рецептивную реальность. Поколения, которые не научились докодировать (sic!) сообщение, оказались в яме. Уже есть реалистичная псевдореальность, но она ещё не обладает качеством целостности, идиолекта. Пока она обрывочна. И потому обрывочно, расщеплённо, сюрреалистично мышление современного человека.
У заставших времена без телефона и Интернета есть представление о другом измерении, и у них есть куда вернуться, если отпустит Средство. Молодым возвращаться некуда. Что будет, если Средство отпустит их или само перестанет существовать? Смерть души, возможно, или даже смерть Себя.
Причинно-следственные связи в реальности подчинены законам природы. Связи в информационной реальности подчинены законам мышления – интерсубъективного, а значит ничьего. Оно определяется Средством: подобно тому, как в мозгу отдельные нейроны объединены в сложную сеть, интерсубъективная реальность создаётся из отдельных Я посредством соединения.
Интерфейсы заданы
Интерфейсы заданы. Пример:
Невозможность «дизлайкнуть» - элемент интерфейса, задающий качественную характеристику связям между единицами общего Я, как и многие другие элементы.
Мем – сложное сообщение, в котором зачастую визуальное не соответствует вербальному так, как они бы соответствовали вне возможности их произвольно соединить; метонимия и метафора преобладают над прямым (привычным) значением – и это есть новый код конструируемой интерсубъективности
Раз заданы способы коммуникации, её результат если и не предопределён, то обусловлен. Законы коммуникации – это новые законы физики; они же суть законы мышления и выражения. По ним строится реальный псевдомир и становится миром-реализующимся-через-психосоматику. По ним строится самое главное: мир ценностей. Ценность определяет мотивацию и состояние Я. Дальше – действия.
Качественную характеристику переходного периода, ямы семиотического коллапса, дать невозможно. Но именно в этой среде создаётся мир дальше, в 2020 году. Он и осмысляет себя, и самоопределяется так, как задано взаимодействием средства и субъектов.
Консервативный взгляд даст возможность устоять на ногах. Мерилом хорошего и плохого, возможно, станет здоровье – физическое здоровье. Если посмотреть на биопсихосоциальное отношение в определении здоровья, если принять как данность нисходящие культуросоматические связи, станет ясно, что физическое определено психосоциальным, за исключением факторов, непосредственно действующих физически. Но их успешно нивелируют. Если раньше, в отсутствии психосоциального контекста влияния на физическое, это не могло быть определяющим для культуры (тогда – к чёрту культуру!), то сегодня, при условии погружённости индивида в информационную реальность, оно может стать таковым. Ибо проживаться и переживаться будет всегда.
Нужно держаться за реальность физическую, пока не сложилось умение жить в иной, пока эмбрион человека цифрового не стал жизнеспособным и не оторвался от пуповины.
Это важно принять к сведению институциям власти, формальной и неформальной. Им важно понять, есть ли у них идеология; хорошо ли это или плохо – иметь идеологию; нужно ли создать её и зачем?
В мире семиотического коллапса единственной ценностью может быть отсутствие общей ценности, её замена на групповые (по признаку единства обрывков кода). Но к счастью, пока сознание человека связано с его телом, именно посредством тела могут определяться ценности. И это нынешнее распутье, это дихотомия: в телесное или в «духовное».
Кризисы, вирусы – повод вспомнить о том, как неустойчива культура, как важно создавать её всем вместе. Ни для кого культура не создана как продукт для потребления. Все люди – производители культуры. Но если не иметь прожитого опыта возникновения чего-либо, оно становится данностью. Чем больше рукотворного, чем дальше ноги от почвы, тем опаснее будет падение. Даже если не упасть, в пространстве полёта ориентироваться гораздо сложнее, чем на твёрдой поверхности. И у летающих меньше общего, меньше общих означаемых. Летающие разделены. Их ценности далеки от базовых, их ценности не подчинены необходимости, но подчинены возможности. Потеря возможности вызывает такую же боль, как невозможность удовлетворения необходимости. Но между ними принципиальная разница: физическое и информационное. Физическое создано природой с её однозначными законами; информационное – человеком с его принципиальной непредсказуемостью.
Возможно, мерой достижения цели станет гармония с природой как измерение (dimension) физического. Во всяком случае, думать так позволяет архетипическая линия рафинированно-магического сознания, неизбежно присутствующая в культуре.