ВЫПУСК 42 (ФЕВРАЛЬ 2020)
Ваше здоровье (не) ваша проблема?
Мера разделённой ответственности, раз уж мы тут все вместе
Вопрос о том, какова доля ответственности человека и государства в оказании медицинской помощи – ключевой этический вопрос здравоохранения. Он тем острее, чем более развита научная медицина и чем больше доступно высоких технологий.
Ответить однозначно и бесспорно на этот вопрос вряд ли возможно. Если выбрать полярный вариант – полностью государственная медицина, – возникает возражение со стороны формирования бюджета: почему налогоплательщик N, который ведёт здоровый образ жизни, много трудится и хорошо зарабатывает, должен тратиться на безработного маргинала M, регулярно пользующегося услугами здравоохранения ввиду множества хронических болезней, регулярных травм, отравлений?
Другой полярный вариант – полностью платная медицина – ставит под вопрос саму гуманистическую сущность государства, его природу как объединения людей ради общего блага, взаимовыручки. Страховая медицина в этом смысле становится соломоновым решением, однако и страховые модели разнятся в своей этической сущности. Ключевая категория страхования – вероятность. Её можно подсчитать для ДТП или угона машины, залива квартиры или потери сбережений. Теоретически её можно посчитать и для болезни.
Но человек – биосоциальное существо и кроме собственно биологических детерминант риска есть его поведение, его культурное окружение, социальный контекст. Насколько они подвластны расчёту вероятностей?
Мера ответственности человека за состояние своего здоровья – уравнение с множеством неизвестных.
Навскидку легко перечислить такие:
1
Человеку достались по наследству гены серьёзных факторов риска, например, протоонкогены или гены тяжёлых дислипидемий, а тем более гены наследственных нозологий как таковых
2
Человек ведёт нездоровый образ жизни – курит, неправильно питается и т.д. Виноват ли в этом только он сам или ещё его семья, окружение, общество? Возможно, недостаточна пропаганда здорового образа жизни? Человек находится в замкнутом круге проблем и его нездоровое поведение есть реакция на дистресс, вызванный тяжёлой экономической, политической, социальной обстановкой?
3
Человек не имеет высокого интеллекта, не получил хорошего образования, менее приспособлен к жизни в обществе. Его возможности по совладанию (coping) недостаточны. Какова ответственность государства за создание условий его социальной адаптации на доступном уровне? В какой степени действуют законы социального дарвинизма?
4
Человек имеет тяжело ограниченную трудоспособность ввиду врождённой или приобретённой патологии.
В более абстрактном контексте можно говорить в принципе о свободе воли и предопределённости (детерминизме), а также об их сочетании. С точки зрения биомедицины, детерминизм происходит из наследственности и условий среды. Эпигенетика сегодня показывает, что в зависимости от внешних условий, включая даже эмоциональные состояния, в клетках транскрибируются разные гены. В том числе, в клетках иммунной системы, что даёт объяснение «соматизации» факторов социальной среды в аутоиммунные и онкологические заболевания. При этом, важно понимать, что и само мышление человека зависит от его биохимического состояния, а значит, работоспособность и прокрастинация, успех и неудачи, оптимизм и пессимизм, способы реагирования могут быть обусловлены порочным кругом биосоциальных взаимоотношений тела человека с его социально-культурной средой. Современные дебаты на тему дееспособности лиц с депрессией – хороший пример биосоциального отношения.
В идеально социальном государстве, утопии, система здравоохранения должна была бы обеспечить всей необходимой медицинской помощью любого человека независимо от причины его нездоровья. Но в утопии это возможно благодаря обоюдной ответственности: когда сами граждане полностью в меру собственных возможностей берегут своё благополучие на физическом, психологическом и социальном уровне. И они имеют такую возможность.
Мера ответственности государства за состояние здоровья своих граждан также есть уравнение с множеством неизвестных. Прагматическая цель государства – поддержание трудоспособности; его этико-деонтологическая цель – благо, высокое качество жизни, продолжительность жизни. Влияние государства на состояние здоровья граждан опосредуется не только (и даже не столько) через систему здравоохранения. Важно понимать, что здравоохранение как таковое – это оказание помощи при наступлении события и проведение мероприятий по предотвращению конкретных событий. Ситуации, влияющие на биосоциальные отношения здоровья и болезни конкретного человека, лежат вне возможностей здравоохранения. Это, например,
контроль за информационным контентом, создание салютогенной информационной среды (предпочтение хороших новостей плохим, добрых фильмов жестоким)
контроль за городской средой (зелёные зоны, застройка, освещение, транспорт)
экологическая обстановка
качество продуктов питания
экономическая обстановка
политическая обстановка и так далее.
Фактически патогенез неинфекционной патологии зависит не от здравоохранения, а от общего социо-культурного контекста.
И тогда получается, что неэффективность государства по формированию такого контекста ложится на его бюджет расходами по оказанию медицинской помощи.
Но государство безлично. Оно есть совокупность народа и представителей власти разного уровня, которые хуже или лучше способны слышать друг друга. То, каким образом обе стороны смогут наладить салютогенную внутреннюю среду, и определит уровень общего здоровья. Подобно Королевству Бутан, где вместо валового внутреннего продукта мерой эффективности государства является валовое внутреннее счастье, государства могли бы заниматься счастьем своих граждан – и тогда, с биосоциальной точки зрения, каждый индивид стал бы более здоровым. В 2011-12 гг. на основе опыта Бутана ООН приняла «Новую экономическую парадигму».
ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и другие надгосударственные объединения послевоенного времени – апофеоз утверждения прав человека – предлагают решения для имплементации странами-участницами. Каждое государство суверенно. Человек в нём в значительной доле продукт социума. В качестве самодостаточной единицы на планете отдельное государство регулирует условия развития человека. Вертикальные связи в обществе задают тон, горизонтальные связи отзываются соответственно своему развитию. Социо-культурный контекст, создающий ту самую среду, которая затем соматизируется через дистресс и переживание хронических негативно-аффективных состояний, определяется и вертикальными, и горизонтальными связями людей в обществе. Но называя государство ответственным за здоровье людей, иметь в виду можно только вертикальные отношения «власть-народ». А деструктивная или конструктивная коммуникация людей друг с другом – забота их самих. Мера участия власти, её аристо- или меритократический характер – результат историко-культурного развития государства. Если государство как мудрый наставник может повлиять на взаимодействие людей друг с другом, его расходы на здравоохранение снизятся.
В мире существует много разных систем здравоохранения. Здравоохранение – государственная гарантия, но как было сказано выше, биосоциальная природа человека объясняет, почему не оно ответственно за здоровье, но ответственен вообще социальный контекст: от глобального до семейного. Фактически здравоохранение имеет дело с результатом ошибок общекультурного уровня; оно спасатель, вынужденный постоянно доставать из люков и снимать с деревьев людей и целые общества, чьи ошибки привели к потере здоровья. Медицина – основной инструмент здравоохранения. Она создана людьми в результате символического обмена, подобно другим отраслям. Человек имеет право на медицину так же, как он имеет право на транспорт, связь или продукты питания. Он вносит свой вклад в культуру, получая взамен средства, которые затем может использовать при приобретении результатов труда других участников символического обмена.
Таким образом, вопрос распределения ответственности за пользование достижениями медицины – вопрос сугубо этический. Степень этической зрелости общества, взаимоуважение, помощь более развитых менее развитым, даёт основание для равномерного распределения ответственности. Реализация через страхование отчасти разрешает эту сложность. Неопределённость с наступлением события требует страховаться от него. Чем больше известно о факторах риска, тем понятнее вероятность и тем яснее ценообразование в страховании. Такая ситуация может стать дискриминирующей по признаку вероятности заболеть. В зависимости от того, каково общее благо, общество определяет, что делать с теми, чья вероятность пользоваться медициной превышает среднюю. История знает разные общества, в том числе негативно-евгенические, когда всех больных и слабых исключали. Взаимопомощь даёт возможность человечеству выживать и развиваться. Каждый индивид – этический субъект, принимающий решения относительно других. А поскольку общество создаётся людьми, вклад каждого в отношения с другими и создаёт общий контекст, суммарный вектор этического взаимодействия. Медицина здесь с точки зрения общества и государства – возможность дать человеку шанс на продолжение своей активной роли как активного участника культуры.
Но только если он сам готов исполнять свою роль конструктивно.