ВЫПУСК 42 (МАРТ 2020)

Вирус в короне

Профилактика ценностями
Как только стала вырисовываться кривая летальности/возраста от новой коронавирусной инфекции, нашлись те, кто вздохнул с облегчением: всё человечество не вымрет.
Наиболее жёсткие циники произнесли фразы вроде «по заказу Пенсионного фонда» или «с точки зрения риелтора, ожидается вал наследственных квартир».
Массы экспертов высказались о мире, который уже не будет прежним.
Удар по экономике – основной удар, который наносит инфекция, а точнее, наносят меры её сдерживания.
Поначалу COVID-19 казалась симулякром: сконструированным из страха образом краха мироздания, за которым нет реальных предпосылок – есть, конечно, заболевшие и умершие, но в масштабе 7,7 млрд. человек на планете эти сотни тысяч выглядят каплей в море. Затем симулякр стал обретать корни в реальности. Фильм «Contagion» 2011 года и статья в Nature 2015 года предсказали такой ход событий, вызвав ретроспективно священный ужас. Экономика стала клокотать ещё сильнее. Именно экономику называют главной жертвой.
Чем же страшна эта инфекция, кроме медицинских проблем и человеческих трагедий?
Gucci и Prada стали шить маски и спецодежду.
Хрупкость потребления как образа жизни

Gucci и Prada стали шить маски и спецодежду.
Этой фразы достаточно, чтобы понять, насколько сильно могут меняться ценности, когда на арену выходит биологическая составляющая смертного рода людского. Все достижения культуры меркнут перед простой угрозой инфекции – процесса старого, как сама природа.
Путешествия как образ жизни, полёты за границу на выходные просто перестали быть возможны. Индустрия развлечений и шопинга встала намертво.
Всё ушло в Интернет, но экономика страдает так сильно, что и в Интернете потребление может оказаться подавленным – ведь чтобы покупать, нужно зарабатывать. Пищевые цепочки рушатся при разрушении социальных взаимодействий. Всё же пока Интернет по большей части средство коммуникации; жизнь же происходит в материальном мире и во взаимодействии физических объектов.
Глубокая выхолощенность института здравоохранения

Медицина пытается противостоять, но руки ей обрубает здравоохранение. Оно считает деньги и почему-то считает, что медицины нужно не так уж много. Не так много, как оказалось нужно. Проблема порога проявила себя: в нужный момент люди не смогли получить помощь – возможно, в тот единственный момент, когда она и была им нужна за всю их жизнь.
Как высасывающий жизнь из тела хозяина паразит в итоге оказывается в трупе и вынужден искать нового хозяина, колоссы экономики вдруг почувствовали у себя в зубах собственный хвост. То, что казалось хотя и важной, но не исключительной сферой – лишь одной из социальных сфер – здравоохранение вдруг взмыло в своей значимости. Не 4% ВВП и даже не 14% ВВП, но 30 или 50 нужно было направлять в здравоохранение.
Научные сотрудники переадресовали вопрос о лечении и вакцине футболистам и звёздам шоу-бизнеса: пусть они лечат за свои многомиллионные гонорары.
Пока всё было хорошо, развлекались.
Но вот теперь плохо – и это плохо ещё совсем даже неплохо. Вирус мог бы иметь в разы более высокие летальность и контагиозность. Он ещё может их заиметь.
Глубокая порочность культуры как способа бороться с природной необходимостью показала себя во всей красе. Как ребёнок, потративший деньги на безделушки, культура снабжала ресурсами совсем не ту сферу. И в ситуации естественной угрозы дала сбой. А ведь всего лишь «нужная летучая мышь повстречалась с нужной черепахой».
Искажение ценностей, подмена базовых ценностей

Разрушение симулякра природы человека. Медицина не последняя соучастница того, что люди стали отрицать свою человеческую природу. Вирус вернул их на место, заставив дрожать перед первородным ужасом, с которым не может справиться столь высокоразвитая культура и который подстерегает всюду, как подстерегала опасность пещерных людей.
На место трансгуманизму моментально вернулся фатализм.
Культ молодости и красоты мгновенно сменился единственным желанием – выжить.

Скупка аппаратов ИВЛ «богатыми россиянами» проявила попытки управлять неуправляемым, попытки вцепиться в гарантии, всегда даваемые цивилизацией, которые вдруг стали рушиться. Аппарат ИВЛ в одночасье стал символом спасения, а возможность его купить вместо предмета коллекционной мебели или аксессуара вновь попыталась предоставить человеку его верхнюю ветку в классовом обществе.
Но к аппарату должен прилагаться реаниматолог, причём хороший, тот самый, на финансирование обучения и оплату работы которого средства шли в умеренном, разумном количестве. Гораздо меньшем, чем на автомобили и аксессуары.

Ещё более страшным ударом стал принципиальный рост летальности с возрастом. Когда человек добился всего, сохранил остатки здоровья, чтобы наконец почивать на лаврах, вдруг появился убийца, нацеленный именно на него.

И к чему все эти достижения в понимании природы атеросклероза? Это обидно, это пугает.

все мы на планете – братья
Очевидна логическая связь пандемии с ценностями общества. Цепочка простая: растущий спрос требует производства – Китай обеспечивает производство – Китай конкурентоспособен ввиду дешевизны – дешевизна ведёт к низкому уровню жизни – низкий уровень жизни связан с грязью и голодом – риск привлечь зоонозную инфекцию растёт вместе с поиском новых источников питания, а низкая культура (ещё один компонент нищеты) способствует грязи. Первыми оказались поражены страны, имевшие максимум полезностей с Китая, максимум контактов с ним. Достижение благополучия для одной части планеты за счёт другой привело к ответному удару. Словно напомнив, что все мы на планете – братья.
Эти мысли – спекулятивные и марксистские, конечно. Но когда пандемия схлынет, культура вынуждена будет ответить на вопрос о предотвращении. И к сожалению, вероятнее всего бремя профилактики повесят на систему здравоохранения. Именно её заставят придумать что-нибудь для предотвращения развития заболевания и его распространения.
А ведь профилактику нужно проводить на уровне ценностей.
Если ценности не изменятся, эта пандемия покажется насморком в сравнении с будущими проблемами.