ВЫПУСК 38(ДЕКАБРЬ) 2018

Вы в кадре

Играть или быть
На факультете журналистики на входной двери в каждую аудиторию висит зеркало. Оно напоминает будущему работнику прессы, что перед тем как войти в кадр он должен проверить свою внешность. Не застряло ли в волосах перо от пуховика, нет ли на подбородке засохшего кетчупа, а между зубами – остатков пищи. В кадре журналист должен выглядеть должным образом: он должен быть в образе, хотя он и не актёр. До зрителя следует доводить только ту информацию, которую требуется, она должна быть транслирована таким образом, чтобы быть нужным образом считанной. В реальной жизни, без камер журналист может быть другим. Более того, как и актёр, он в жизни должен отличаться, ибо профессионал в кадре выглядит ровно так, как ему следует, а не так, как в жизни.
Камеры сегодня повсюду.
Представьте, что вы всегда в кадре.
До этого момента осталось совсем недолго. В Китае уже существует система тотального наблюдения, в Москве уже внедряют распознавание лиц для отлова преступников. С его помощью во время ЧМ 2018 по футболу удалось найти и обезвредить не одну сотню злоумышленников. А теперь его применят всюду, включая подъезды жилых домов. Один из телефонных операторов уже предлагает бонусом системы домашнего видеонаблюдения. Попав в Сеть, изображение с ваших домашних камер может стать всеобще доступным, даже если пароль есть только у близких.
А нелегальные системы видеосъёмки могут быть установлены в общественных туалетах, и существует целая индустрия «туалетного порно», которое, кроме подпитки собственно сексуальных девиаций, позволяет, если удаётся распознать лицо персонажа, стать инструментом шантажа.
От систем видеосъёмки (вместе с уже давно привычным трекингом местоположения, поисковых запросов и коммуникации в социальных сетях) никуда не деться. Никуда не деться и от утраты анонимности.
Представьте, что вы всегда в кадре и этот кадр подписан вашим именем. У вас нет больше тайн. Вы всегда на виду. Что тогда делать?
Актёр в кадре – входит в образ. Это его работа. В этом образе он есть всё, что он изображает. Другого нет. Нет биографии, нет личной жизни, нет подсознания и скрытых граней личности. В кадре человек лишь то, что изображено.
Актёр в жизни – человек, который приобретает всё присущее человеку.
Как и любой другой.
Если вы всё время в кадре, нужно ли играть роль? Возможно ли играть роль постоянно?
Зачем играть роль?
Потеря анонимности для любого представляет лишь одну опасность и лишь один страх: если есть что скрывать. Человек, которому нечего скрывать, не боится потери анонимности.
Состояние, самочувствие, настроение, привычки, пристрастия, склонности и наклонности; завистливый взгляд девушки на стройную фигуру другой; завистливый взгляд пухлого парня на рельефные мускулы другого; заинтересованный взгляд парня на девушку или на другого парня. То, что происходит на улице, в метро, в кафе и супермаркетах.
Анонимность позволяет обрубить такую коммуникацию, обнулить её, даже если контакт состоялся. Так же она обрубает и собственный человека неидеальный вид, грязную одежду, немытые волосы, плохое настроение. Когда вы не выглядите так, как вам бы хотелось, вы не любите фотографироваться, и анонимность есть благодать. Но теперь нет анонимности. Загрузив фото со смартфона, за пару минут можно найти ваш профиль в социальной сети.
И дальше – это вопрос намерений.
Что нужно делать, чтобы всегда быть в кадре? Не иметь ничего, что нужно скрывать? Скрывается то, что социально нежелательно. В обход мнению социума можно прятать себя за экстравагантным внешним видом. Но это и есть тот образ, который прячет внутреннее Я, скрывающееся за ним.
Даже идеальному человеку придётся скрывать свою идеальность, если она не идеальна по мнению социума.
Чтобы быть всегда в кадре и не бояться потерять анонимность, нужно или работать над собой, или лишиться всего, что порицаемо обществом. Есть два пути: всегда играть роль и быть всегда в образе, либо стать сверхчеловеком. Оба пути требуют усилия, но лишь второй – вместе с усилием принесёт пользу. Изменение себя, изменение отношения к себе, к своим недостаткам; избавление от привычек и стереотипных действий; раскрепощение и освобождение в сочетании с возвышением своего Я – это та сложная работа, которая позволит не бояться быть в кадре всегда, быть всегда разоблачённым.
Нужно всего лишь быть лучше, чем это общество.