ВЫПУСК 31(ДЕКАБРЬ) 2017

Бравада невежеством

Анестезия ко всему человеческому
Как странно, что в некоторых ситуациях общения возникает повод стесняться того, что слушаешь оперу, читаешь Достоевского или посещаешь музеи.
В некоторых социальных группах принято относиться с иронией к высокому искусству. Иронией как признаком непонимания. Непонимания – и значит, настороженности, завуалированного чувства своего дефицита.
Бравада невежеством часто бывает в молодости, когда «круто» (или «комильфо») слушать одну музыку, а другую слушают неудачники и недоумки; круто носить ту или иную одежду, говорить определённые слова, делать определённые мимические выражения. То, что не интересно, подвергается исключению. Потому что нет ещё достаточно опыта, чтобы воспринимать это как нужно; не сложился орган чувств, которым можно было бы почувствовать визуальное сообщение картины, звуковое сообщение симфонии, мультисенсорное сообщение оперы.
Орган чувств – культурный, не физиологический – развивается с годами и опытом.
Больше – с опытом, потому что одних годов недостаточно. А если опыт велик, годов надо немного. Большой опыт по-другому называется образованием. Не любым, – качественным, общим, не специальным. Ему не научат в вузах. Пока опыта нет, непонимаемое подвергается иронии, исключению, а затем становится центральной идеей, которой бравируют.
В фильме Сумерки (Twilight, 2008) есть момент, когда девушка, пришедшая к парню домой, в его комнате включает диск, стоящий в проигрывателе: то, что он слушал последним. Играет мягкая фортепианная музыка. Парень стыдливо улыбается: Дебюсси... На его счастье, девушка любит Дебюсси и даже знает, что играет «Лунный свет».
Момент показательный: в субкультуре американских старшеклассников такая музыка вызвала бы насмешку у обычной девушки, не будь она, по сюжету, такой особенной и достойной главного героя. Даже красавцу-вампиру хочется понравиться девушке своей мечты. Этот момент – обратная сторона бравады невежеством, он показывает стыд от предвосхищаемой негативной оценки.
Ещё один, другого рода, пример даёт клип «Сумка» знаменитой сегодня группы «Ленинград». «Высшее общество», заказанное героиней для антуража клипа, режиссёром было обозначено при помощи струнного квартета. На это героиня отреагировала, сказав, что струнный квартет слушают только «бабки нищебродские», а настоящее высшее общество предпочитает ди-джея.
Бравада невежеством – большая проблема общества. Она прямо коррелирует с путями накопления капитала, делая центральным опрощённое отношение к культуре, к человеческим отношениям, к жизни вообще. Люди, обладающие властью финансовой, приобретённой не благодаря образованию или опыту, но благодаря наличию либо отсутствию тех или иных атрибутов человеческого, и затем транслирующие себя через все виды медиа, в итоге замедляют и могут вовсе уничтожить возможность роста культуры, движения её вперёд. А ведь именно усложнение культуры, накопление опыта и появление тончайших граней дают возможность самому человеку в ней находить себя, становиться полноценным и счастливым.
Бравада невежеством, как и бесы, чрезвычайно опасное оружие. Попасть под его удары легко, а раны от него не будут болеть: ведь...
... вместе с разрушением невежество несёт в себе анестезию – полное бесчувствие ко всему действительно человеческому.
РАНЬШЕ
Адаптированная пустота
Добро пожаловать в антиутопию
ДАЛЬШЕ
Bydlo
Страхи самоназначенной аристократии