ВЫПУСК 41 (АВГУСТ 2019)

Этика как фактор риска

Когда тело переживает за больную душу
Откуда берётся этика? Как происходит выбор – действия собственного или оценки чужого действия – с позиции морали? Современные исследования указывают на большую долю эмоций в таких решениях.
Рациональное принятие решений позволяет человеку быть объективным, планировать и создавать стратегию действия, включая взгляд на весь свой жизненный путь. Логика и аргументация могут управлять всем поведением. Но всё же остаётся элемент чувства, ощущения – внутреннего движения, которое подсказывает, что правильно, а что неправильно. И нередко люди с развитой интуицией действуют непредсказуемо, внезапно, парадоксально, и оказываются правы, хотя логически всё должно было быть по-другому.
В суждениях этических эмоции играют существенную роль. Хотя бы потому, что такие суждения очень сложны в аргументации. Невозможно вовлечь и взвесить абсолютно все факторы. Они просто неизвестны: мы не знаем внутреннего мира другого человека – можем о нём судить только в коммуникации; мы не знаем всех деталей вокруг ситуации – лишь то, что известно. А то, что известно, может оказаться сознательной подделкой или продуктом неправильной интерпретации – и в итоге именно интерпретация и есть то единственное, с чем работает Я человека, когда он принимает этические решения: «казнить нельзя помиловать».
Ещё один факт – сложность устройства психики человека, её укоренённость в нервной системе, в мозгу, в её глубокой связи с телом благодаря нейро-гуморальной регуляции обмена веществ. Человек устроен сложно. Его организм обеспечивает приспосабливаемость в природной среде, а также в среде социальной, которая становится культурой – рукотворной природой номер два. Тело человека реагирует на социальные события, на символы и знаки подобно тому, как оно реагирует на изменение атмосферного давления, влажности и температуры. Реакция стресса – наиболее известная и понятная: мобилизация обмена веществ в ответ на стимул, распознанный как опасность.
И есть ещё одна проблема – проблема неосознаваемого (Бессознательного, по Фрейду). Как оказывается, наше сознание, ощущение своего Я, есть лишь верхушка айсберга. А все процессы, определяющие нашу мотивацию, наши желания и посылы, наше настроение, процессы окрашивания осмысляемых событий (оптимизм и пессимизм, например) являются укоренёнными в теле. Биохимия тела – и головного мозга как части тела – задаёт тон всему Я. Пример тому – депрессия.
Более того, само тело оказывается носителем Я.
Оно и есть Я человека.
И если что-то происходит в сознании, принимается решение, возникает желание, переживается событие – всё происходит на уровне химии тела, с реакцией вегетативной нервной системы, выделением медиаторов, изменением функции клеток вплоть до пробуждения к транскрипции генов в ДНК. Нет отдельно сознания и тела. Есть Я человека, часть которого дана в сознании, а остальная живёт по законам внутреннего устройства.
Эти законы определяются полученными от родителей материальными генами; условиями, в которых эти гены реализовывались с самого первого деления зиготы на две клетки – и до глубокой старости многоклеточного индивида; условиями среды, как природной, так и социально-культурной; опытом как отобранными из всего внешнего элементами восприятия – через фильтр биологических предпосылок и уже накопленного опыта.
Новый опыт меняет Я в каждый момент времени – включая Я на уровне тела, биологии, неосознаваемого.
Когда нечто происходящее в текущий момент входит в контакт с неосознаваемым Я, возникает оценка: тело решает, насколько это соответствует его опыту. В ответ возникают реакции тела. Наиболее понятные, яркие реакции – эмоции. Менее ярко – может измениться настроение. Совсем незаметно – может произойти обесценивание, забывание, отрицание, может возникнуть особенная интерпретация, порой мало похожая на привычную правду. А ещё глубже окажется переживание на уровне тела. Совсем неуловимое изменение синтеза и секреции медиаторов, межклеточной коммуникации, экспрессии генов.
К чему же здесь этика?
К чему же здесь этика?
Моральные суждения сложны и глубоки, как и суждения интуиции. Они (если не рациональны) основаны на холистическом всестороннем взвешивании вопроса – его проживании через реакции тела, через сопоставление с ним неосознаваемого и записанного на биологическом носителе опыта с его маркерами.
При совершении действий, которые по природе своей антисоциальны, то есть неэтичны, происходит разобщение природы человека с его реальностью. Человек может объяснять неэтичные поступки как угодно: полёт аргументации бесконечен, и уж тем более легко «договориться» с самим собой. С собой как осознаваемым субъектом, но не как с целостным Я. Фактически это не договорённость, но зависшая зацикленная аргументация, по кругу обосновывающая самой себе любое действие и любую мысль.
Долгая, сложная внутренняя работа позволяет менять себя на самых глубинных уровнях: пример тому восточные практики работы с собой, делающие доступными удивительные вещи в том числе на уровне тела. Но гораздо чаще, у обычных людей, всё заканчивается на поверхности, а ядро (нутро) сохраняет неподвижность.
И вот дальше появляется субстрат для нарушений физиологии тела, индуцированных социальной реальностью, а именно – переживанием смыслов и символов культуры вокруг человека. Так работают факторы риска неинфекционной патологии, а в контексте данной статьи – так влияет неэтичность мысли и поведения на здоровье.
Термины incongruency (по Carl Rogers) и embodied cognition могут дать больше деталей о том, что сказано выше.
Так что насчёт этики?
Поскольку этичность и нравственность лежат в самой природе человека как социального существа (и неэтичный человек фактически относится к иному биологическому виду), разобщение мыслей и действий с субстратом этической оценки – то есть неэтичное, антисоциальное поведение – ведут к существенным изменениям функционирования тела, а соответственно, к изменению самого человека как одушевленной, оживлённой, биологии.
Два следующих вывода возникают сами собой.
Во-первых, хронически разобщённый со своим этическим началом человек приобретает в итоге патологию, вначале функциональную, а затем и на уровне тканей. Что именно – зависит от генетических предпосылок: где тонко, там и рвётся. Эти закономерности очень сложные, однако уже доказана связь длительного испытывания негативных эмоций (вины, зависти, обиды, тревоги) с развитием аутоиммунной, онкологической патологии.
Во-вторых, меняется поведение – на уровне едва уловимом. Иной тембр голоса, иные паттерны жестов, иная мимика и взгляд; иная реакция на внешние события, изменение характера, изменение путей принятия решений.
Дальше такой человек транслирует себя окружающим – и главное, он транслирует себя своим детям и внукам.
Если эпигенетические изменения – на уровне гамет, ещё не успевают развиться к моменту зачатия своих детей, в 20-30-летнем возрасте, то по мере взросления детей, а внуков – с самого рождения, происходит как бы обволакивание контекстом того или иного рода, семейным укладом, тонкими оттенками семейных отношений. И если человек изменён глубоко внутри себя, то он передаст эти изменения через эпигенетическую модификацию гамет своих детей внукам, а общаясь с внуками – правнукам, не говоря уже просто о развитии личностных особенностей и девиаций у них самих.
Неосознаваемое Я проявляется во всём: в оговорках, в принятых решениях, в предпочтениях, в реакциях на действия других людей... И конечно, Я с нарушением соответствия правильного и неправильного станет особенным образом проявляться в деталях межчеловеческих отношений.
Таким образом, междисциплинарная биопсихосоциальная логика позволяет сделать вывод: нарушающий этические принципы, вор, коррупционер, мошенник делает больным себя, своих детей и даже внуков.
Эти вещи вряд ли доказуемы с точки зрения позитивистской науки. Невозможно сделать выборку, найти контрольную группу, отследить подобные закономерности в десятилетиях. Даже если и можно, результаты всегда можно будет оспорить хотя бы по отношению к исходным категориям: что есть этично и как доказать, что данный человек действительно глубоко преступает принципы этики.
Тем не менее, знание об этих закономерностях существует в культуре тысячелетиями, выражаясь в мифах, сказаниях, религиозных догматах. Ничего нового не открывается, наука лишь обосновывает истины для массового потребителя и для лиц, принимающих решения.